Курсы валют

USD
USD
   58,10      0,48
EUR
EUR
   69,68      0,93
Источник: ЦБ РФ

Погода в Железнодорожном

   Ясно,
без осадков
.
    :             ....
    :             ....
    :             ....

    Погода на неделю

История города

Современный город Железнодорожный состоит из нескольких старинных поселений с богатой историей.
Деревушки Саввино и Кучино упоминаются еще в документах московского князя Ивана Калиты, составленных в 1327 году. В письменных источниках 1573 - 1574 годов "Кучино на реке Пехорке" фигурирует как пустошь. Владел ею Василий Иванович Старой, дядька Ивана Грозного. В 1646 году это уже деревня. Местные крестьяне наряду с хлебопашеством занимались кустарным промыслом - "деланием всякой глиняной посуды", так как побережье Пехорки издавна славилось богатыми залежами глины. Во второй половине XVII века в Кучино началась промышленная разработка глины, а в начале XIX века братья Даниловы организовали изготовление красного кирпича. В разные годы усадьба Кучино принадлежала Рюминым, Алексеевым, Рябушинским. Поблизости от Кучино, на землях графа Румянцева-Задунайского, во второй половине XVII столетия образовалась деревня Сергеевка - по имени младшего сына графа. Однако это название не прижилось - деревня осталась Обираловкой.
Деревня Обираловка
Деревня Обираловка известна с очень давнего времени. Подобные названия встречались и в других районах России.
Как возникла Обираловка? Когда-то обширные пространства Русской земли соединялись лишь проезжими дорогами с конными повозками и обозами на них.
Особенно были оживлены дороги, ведущие к столице государства - Москве. По ним двигались вереницы возов с различными товарами.
Разбойники, прячась в придорожных оврагах или лесах, останавливали путников, обирали их, выпрягали лошадей и благополучно скрывались с добычей.
Чаще всего грабителями оказывались крестьяне окрестных деревень.
Самое подходящее место для грабежей было на Владимирской и Носовихинской дорогах. Глухой, дремучий лес с дикими зверями, птицами и тучами комаров над топкими болотами служил им надежным убежищем.
Владимирская дорога шла опушкою леса, и, хотя до Москвы оставалось не более 20 верст, немногим удавалось благополучно миновать глухие места. Еще опаснее было на извилистой Носовихинской дороге, которая пролегала в лесной гуще.
Проезжие, ограбленные разбойниками, рассказывая о своих переживаниях, называли окрестности глухого леса Обираловкой.
В течение почти 140 лет прозвище "Обираловка" заменяло деревне настоящее имя даже во многих официальных бумагах: метрических книгах Саввинской церкви, справочниках, документах Московско-Нижегородской железной дороги.
Деревня Обираловка - одно из древних селений, вошедших в первоначальный состав города Железнодорожного, - превратилась в Сергеевскую улицу.
Железная дорога
Своим рождением город обязан строительству Московско-Нижегородской железной дороги и открытию в этих местах в 1861 году железнодорожной станции.
Расположенная в самой чаще леса железнодорожная станция получила свое название по прозвищу ближайшего населенного пункта - деревни Обираловки.
Постройку железной дороги от Москвы до Нижнего доверили частному Обществу Российских железных дорог, которое и приступило к работам весною 1858 года.
Первый участок однопутной железной дороги, от Москвы до Владимира, построенный подрядчиком "Басурин и Ко", был открыт для движения через три года после начала работ, 14 июня 1861 года. А второй участок, от Владимира до Нижнего, длиною в 233 версты (первым подрядчиком его был "Дорош и Ко"), вступил в эксплуатацию 2 августа 1862 года. С этой даты и начинается отсчет существования действующей Московско-Нижегородской железной дороги.
За первые 25 лет эксплуатации дороги со станции отправляли в основном кирпич в Москву. Прибывали на станцию дрова, каменный уголь, зерно и другие грузы.
За 1866 год со станции Обираловка уехало 9207 пассажиров, то есть по 25 человек в день. Только на 24-м году работы станции число пассажиров удвоилось, достигнув 18 295 человек.
К 1877 году вокруг железнодорожной станции возникает поселок с тем же названием. Строительство Московско-Нижегородской железной дороги и отмена в России крепостного права определили экономическое развитие края.
Дачные поселки
Первоначально в состав города Железнодорожного, помимо деревни Сергеевки, Обираловского пристанционного поселка и Богодельни, вошли дачные поселки Афанасьевский, Ивановский и Ольгино.
Любопытна история возникновения этих поселков.
Лесопромышленник Афанасьев приобрел участок земли у князя Голицына. Обосновавшись там в собственном доме (ныне угол улиц Советская и Шмидта), Афанасьев проложил среди густого леса центральную улицу, назвав ее именем своей дочери Елизаветы, и ряд поперечных улиц-проспектов. Землю между проспектами разбил на отдельные небольшие участки и начал продавать их с огромной наценкой. Так в последние годы XIX века возник поселок Афанасьевский, административно вошедший в Пехорскую волость Московского уезда.
Московский мещанин, пайщик лесопильного завода, землевладелец И.К. Иванов в августе 1893 года приобрел участок земли у Крестьянского общества деревни Пестово.
Иванов, так же как и Афанасьев, прорубил в лесу улицы, вырыл пруд и начал продавать участки земли. Первый дом, построенный в поселке, принадлежал Иванову. Поселок получил название Ивановский, или просто Ивановка, Васильевской волости Богородицкого уезда.
Территория поселка Ольгино была приобретена в 1908 году у князя Голицына фабрикантом Ф.М. Мироновым - главным пайщиком фирмы "Буньковская мануфактура братьев Мироновых".
Землю Миронов подарил своей жене Ольге Гавриловне в день ее рождения. Отсюда и название - Ольгино имение.
Обираловка до революции
К 1916 году в Обираловском пристанционном поселке насчитывалось около 200 домов. Появились казенная винная лавка и мелочная лавка Панова у станции, торговавшая дешевыми папиросами, свечами и бакалейными товарами.
В.В. Слепов открыл чайную, в которой обосновалось "Общество трезвости", с небольшой библиотечкой и граммофоном. После ликвидации "Общества трезвости" место чайной заняла лавка "Колониальных и бакалейных товаров" с продажей разных вин.
Около пруда в большом двухэтажном доме поселился московский мещанин и подрядчик Максимов, который взял в аренду пруд, построил купальни (за вход по 5 копеек), а зимой стал устраивать платный каток. По имени арендатора пруд называли Максимовским.
На углу Сергеевской и Прудовой улиц некоторое время была булочная Арефьева. Немного дальше по Сергеевской улице в частном доме И.В. Северов устроил парикмахерскую.
У станции находилась почта с единственным почтарем Тразановым, а в помещении станции - государственная сберегательная касса.
Драматическую развязку получила борьба между конкурентами Слеповым и Тихоновым. В 1916 году большой пожар уничтожил лавки торговцев, прихватив соседний двор Коренькова.
Жители Обираловки, напуганные пожаром, организовали добровольное пожарное общество и пожарную дружину.
На собранные средства у Максимовского пруда построили пожарный сарай. На передней стене сарая укрепили большую икону Спасителя, а рядом на столбе повесили большой колокол.
Дети железнодорожников учились в пристанционной трехлетней школе.
Времена перемен
Первая империалистическая война в хозяйственной жизни России вызвала страшную разруху. К октябрю 1917 года железная дорога находилась в тяжелом состоянии, крайне изношены были дорожное полотно, подвижной состав. Паровозы стояли без топлива.
После революции железнодорожники Обираловки, проделав огромную работу, одними из первых восстановили свое путевое хозяйство и подвижной парк.
Электрификация Московского железного узла планировалась еще в 1912 году, но воплотить задуманное удалось только в 1930-м. Строить электродепо, устанавливать опоры, монтировать линию электропередач активно помогали рабочие предприятий Реутовского района и жители окрестных селений. Энтузиазм строителей был очень высоким, ход работы освещался в районной газете "Большевистский путь". Электрификацию участка Москва - Обираловка закончили на три месяца раньше срока.
Каблучки по мостовой
Развитие экономики обусловило быстрый рост населения и ускорило процесс градообразования.
В 1934 году проводится первая нитка водопровода длиной около 10 тысяч метров. В октябре 1938 года электрифицируются поселки Ольгино и Ивановка.
В 1936 году в Обираловке впервые при Советской власти появилась красивая, мощеная булыжником улица - Советская.
Дорогу на станцию от Саввинской фабрики замостил владелец фабрики Поляков, от станции до железнодорожного переезда и за переездом - Рябушинский, от переезда вдоль железной дороги до последнего дома поселка ГУАС - владелец кирпичного завода Милованов. Эти дороги требовали капитального обновления.
Первая асфальтированная пешеходная дорожка появилась в Обираловке в 1937 году - от станции до железнодорожной средней школы. В 1938 году были заасфальтированы тротуары по Пролетарской улице.
Число жителей к 1928 году превысило 8 тысяч человек.
Конец Обираловки
17 января 1939 года поселок Обираловка получил статус рабочего поселка городского типа. 27 августа 1939 года Указом Верховного Совета РСФСР № 35 железнодорожная станция Обираловка была переименована в станцию Железнодорожную, а Обираловский поселок - в поселок Железнодорожный. Был создан Железнодорожный рабочий поселковый Совет Реутовского района Московской области.
Название определялось тем, что его жители работали на железной дороге: путейцы, рабочие депо, кондукторы.
В годы перед войной наметили строительство большого жилищного городка ГУАС, который должен был соединиться с Ольгино сквозной Главной улицей. Планировалось промышленное и жилищное строительство на Кучинском поле. К началу войны в поселках Железнодорожного насчитывалось 15 000 жителей.
Вставай, страна огромная"
Тяжелым испытанием для жителей города, как и для всей страны, стали годы Великой Отечественной войны. Из добровольцев - коммунистов, комсомольцев и беспартийных - был сформирован 25-й Балашихинский Истребительный батальон. Его бойцы 7 ноября 1941 года участвовали в параде на Красной площади, а боевое крещение получили близ города Руза у поселка Кучино, где взяли высоту, уничтожив вражеский гарнизон.
Своих отцов и братьев, ушедших на фронт, на заводах и фабриках заменили те, кто остался в городе. На кирпичном заводе в Кучино в одном из цехов изготовлялись мины. В локомотивном депо делали противотанковые ежи для обороны Москвы. Галантерейная фабрика выпускала одежду для бойцов.
"Все для фронта, все для победы!" - этот лозунг определял жизнь работающих в тылу.
В самые трудные для страны дни осени 41-го жители города строили оборонительные сооружения в Кучино, по левому берегу реки Пехорки.
Более двух тысяч человек ушли из города защищать Родину. Свыше 800 наших земляков не вернулись с войны. Город помнит всех - их имена золотыми буквами начертаны на мемориальной стене Памяти в городском краеведческом музее.
О погибших напоминают памятники, в их честь заложена аллея Славы, разбит сквер Победы.
Фарфоровый шедевр
На территории города находятся четыре православных храма. В трех из них регулярно при большом стечении прихожан проходят религиозные службы. Это храм Преображения Господня, храм Живоначальной Троицы, храм в честь Новомучеников Российских. При православных храмах организованы занятия воскресных школ. Десять лет в городе работает православная гимназия им. Ионна Кронштадтского.
Одна из главных достопримечательностей города - храм Преображения Господня. Он был построен в 1623 году на землях Т.В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино с милованского завода, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения, а остальную часть храма продолжали строить на пожертвования прихожан села Саввино, деревень Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Темниково, Федурново.
В 1905 году здание церкви перестроили, и, кроме того, были возведены два придела. В новый храм поместили иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачение, которые бережно хранились не одно столетие. Были перенесены и 7 колоколов, самый крупный из них - "Гром" - весил 365 пудов, а самый маленький - "Малинец" - 19 пудов.
Основной ценностью храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. Выполненный в бело-розово-лазурных тонах и отделанный позолотой, иконостас является главным украшением храма.
Рабочий кабинет Андрея Белого
Памятным местом литературного Подмосковья является дом в Кучино, где с апреля 1925 года по март 1931-го жил Андрей Белый (Б.Н. Бугаев). Произведения А. Белого этих лет разнообразны по жанру, многоплановы по содержанию, дают картину жизни современного ему общества. У А. Белого гостили известные поэты и писатели, например Б. Пастернак, В. Лидин, С. Спасский и другие.
Исследователь символизма Д. Максимов вспоминал:
"Дом, в котором жил Андрей Белый, был небольшой, деревянный, дачеобразный, но приспособленный для зимы. С наступлением теплой погоды окрестности Кучино становились для поэта рабочим кабинетом. Здесь ему работалось легко и свободно".
Кучино для Андрея Белого было, что Ясная Поляна для Льва Толстого или Ялта для Антона Чехова.
Весной 1994 года на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска, а в 2004 году этот дом был отнесен к объектам, представляющим историко-культурную ценность.
Через тернии к звездам
Первое здание аэродинамического института
В самом начале XX столетия усадьбу Кучино вместе с вековым сосновым лесом купил молодой богач Дмитрий Рябушинский - совладелец банкирской конторы братьев Рябушинских. Он был увлечен идеями строительства аэропланов.
Д.П. Рябушинский обратился к своему руководителю по Московскому университету Николаю Егоровичу Жуковскому с просьбой оказать ему помощь в этом деле. Н.Е. Жуковский убедил Рябушинского построить лабораторию по аэродинамике.
Так возник в Кучино Аэродинамический институт, построенный в 1904 году по проектам Жуковского и его учеников. Рябушинский вложил в строительство и оборудование 100 тысяч рублей. Аэродинамический институт был тогда первым в Европе и вторым в мире. Со временем Кучино как своеобразный центр геофизической науки получил известность в научном мире у нас и за границей.
Д.П. Рябушинский
Кучинский Аэродинамический институт - предшественник ЦАГИ (Центральный аэродинамический институт им. Н.Е. Жуковского) - сыграл важную роль в становлении авиационной науки. Здесь впервые в программу научных работ была включена новая задача - перелет на другую планету. В институте в это время работали видные ученые: Н.Е. Жуковский, С.С. Неждановский, Б.М. Бубекин, М.М. Поморцев, С.А. Чаплыгин, А.Н. Туполев.
После революции 1917 года Д. Рябушинский переехал во Францию. Он скончался в 1962 году и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-дю-Буа под Парижем. На памятнике выбиты слова: "Дмитрий Павлович Рябушинский - член-корреспондент Французской Академии наук, основатель Аэродинамического института в Кучино".
Приют "Преображение"
Город заботится о ребятах, волею судьбы оказавшихся в трудной жизненной ситуации, бродягах, сиротах и тех, кто остался без попечения родителей. Социальный приют для детей и подростков "Преображение" дает временный кров 20 ребятам. В уютном доме они получают бесплатное питание, комплекты одежды и обуви, медицинское обслуживание. С ребятами работают опытные специалисты-психологи.
В каждой "квартире", где живут подопечные, спальни на 4 - 6 человек, по две туалетные комнаты, умывальная и ванная комнаты. Спортивный зал оснащен тренажерами и другими спортивными снарядами.
Здесь есть свои столярные инструменты, швейные и вязальные машины.
Приют открыл свои двери в 2001 году. С момента организации в нем прошли реабилитацию множество детей, половина которых вернулась в семьи.
Для каждого воспитанника педагоги и психологи разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации. Специалисты регулярно посещают семьи, в которых находятся бывшие воспитанники.
Город выделил для приюта все необходимое: развивающее, коррекционное и оздоровительное оборудование, компьютеры, микроавтобус, обустроил мастерские.
Сейчас в городе создана база данных о семьях "группы риска". Сотрудники приюта посещают эти семьи и стараются образумить нерадивых родителей.
"Горизонт" надежды
Не забывают в Железнодорожном и о ребятах с ослабленным здоровьем. С 2002 года работает реабилитационный центр "Горизонт" для детей и подростков с ограниченными возможностями. Центр рассчитан на 20 детей. Здесь им оказывается медицинская, социальная и психологическая помощь. Взрослые делают все, чтобы дети могли полноценно жить в обществе.
Сегодня в центре установлено специальное оборудование (галокамера, аппарат "Горный воздух", детензор, массажный комплекс, зал ЛФК, сенсорная комната).
За время работы центра в нем прошли реабилитацию 319 детей с такими болезнями, как, например, ДЦП, бронхиальная астма и другие.
На стадионах и спортивных площадках
Спортивные мальчишки и девчонки живут в Железнодорожном! В городе три открытых стадиона - "Орион", "Строитель", "Керамик", два закрытых плавательных бассейна, Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ).
Вот уже много лет зимой традиционно проводятся лыжные соревнования, посвященные памяти заслуженного мастера спорта А.В. Рудакова.
Каждый год проходит в городе всероссийский детско-юношеский турнир по боксу памяти героя России А. Крестьянинова. Лучшие спортсмены России приезжают в Железнодорожный на чемпионат по киокушинкай каратэ-до.
Успешно выступают в первенстве Московской области по волейболу девять команд города. Из них две молодежные играют в 1-й лиге, две мужские и две женские - в суперлиге.
Три детско-юношеские команды "Керамик" уже который год успешно участвуют в первенстве Московской области по футболу.
Ежегодно проводятся турниры города по стритболу, мини-футболу, волейболу, бадминтону, настольному теннису и хоккею. Победители имеют возможность участвовать в соревнованиях более высокого уровня: региональных, областных и даже всероссийских. Футбольная команда "Чирик" защищала честь города на областных соревнованиях. А победитель городского первенства по футболу среди дворовых команд "Жел-дор" пробилась в финал областного турнира "Кожаный мяч". Приятным сюрпризом стала победа сборной города в областном турнире по мини-футболу, посвященном Дню молодежи. Соперники попались очень сильные, но игроки из "Железки" не дрогнули. Ребятам есть, где практиковаться - ежегодно в городе проводится турнир по мини-футболу среди дворовых команд на кубок "Боевого братства".
В 2001 году открылся шахматный клуб "Белая ладья".
С 1966 года в городе работает детско-юношеская школа. В спортшколе тренируются 1100 учащихся, которые разделяются по возрасту на 80 учебных групп. Дети занимаются по 12 видам спорта: волейбол, кикбоксинг, бокс, баскетбол, футбол, легкая атлетика, бадминтон, таэквон-до, акробатика, лыжи, шахматы, вольная борьба. С учащимися занимаются 38 тренеров.
Традиционно проводится спартакиада школьников по 10 видам спорта. В дни праздников на улицах города устраивают эстафеты.
Воспитанники школы добиваются высоких результатов. Так, за последние три года в школе подготовлено 8 мастеров спорта России, 11 учащихся стали кандидатами в мастера спорта.